Что рассуждать - BI-вендоры для нас уже все придумали. Конечно - все модное из последних конференций - 
Augumented analytics, NLP search AI based search, insight generation. Многие уже встречали сверхоптимистичный 
прогноз Gartner о том, что 
к 2025 году 75% data-историй будут автоматически генерироваться augumented analytics технологиями.Вот только реальное воплощение этих функций для разработчика и пользователя в полном тумане. Ощущение, что вендоры сами пока не понимают нового воркфлоу. BI-команды не видят ценности в сырых AI-сервисах, бизнесу все равно, а проблема низкого качества данных умножают на 0 вcе попытки тесты. Вопросов много. Но давайте сначала с наиболее понятного мне вывода: 
дашборды не умерли, они и не жили полноценно (как мы с вами хотели). Уровень требуемой персонификации, вариативности и оперативности аналитики будет убирать преднастроенные дашборды как излишнюю, дорогую и местами вредную прослойку, неоптимально предопределяющую пользовательский опыт. Дашборды не умрут, скорее займут небольшую нишу стандартизованного устойчивого во времени менеджерского репортинга, где форма и логика устоялись и не меняются часто. Ресурс и фокус аналитических команд перейдет на 
новые BI формы - условных приложений-конструкторов, генерируемых пользователем и автогенерируемых под пользователя из разных сущностей. Что это будет? - вот возможные отличительные характеристики нового BI: 
 -  Новый интерфейс с customer grade UX для навигации non-technical бизнес-пользователя к инсайтам (тема пинбординга раскрывается далее); 
-  Google-like поиск с толковым и обучающимся движком с использованием live-query и без предагрегаций - будет генерировать свои и выдавать чужие чарты по запросам пользователя на естественном языке; 
-  Текстовые и визуальные AI-генерируемые инсайты - нарративы, подсветка зон для фокуса, потенциальных инсайтов в виде как текста, спец.чартов, цвета; 
-  Каталоги артефактов своего и чужого поиска и дальнейшим процессингом файндингов через таск-трекинговые системы; 
-  Нормальные "умные" алерты - текущие опции из коробки реально не взлетели из-за примитивности, ручного привода и ограничений в использовании; 
-  Проваливание в BI notebooks для ухода в реальный data exploration, обзор логики и lineage для тех, кому хватает дата грамотности; 
-  Новые средства коммуникаций вокруг BI файндингов с более тесную интеграцией с корп мессенджерами - аналогичные функции в текущих BI решениях не используются главным образом потому, что обсуждать нечего - инсайты очень глубоко в графиках, а общение в BI инструменте ненативно пользователю; 
-  Лайв коннекты BI-системы с базами хранения данных (часто облачных) - задержка в актуальности будет сводиться к нулю или минимуму стриминговыми DWH решениями. Эффективность NLP функции будет повышаться "дружбой" с моделям данных ключевых вендоров (AWS, Bigquery, Snowflake, etc), новыми коннекторами; 
-  Conversational BI - корпоративные чат-боты и голосовые ассистенты - следующий шаг за NLG в отказе от self-serviсe операций пользователя, еще менее готовый на текущий момент, но логичный. 
Эту концепцию неплохо 
осмысляет thoughspot, которые не имеют груза дорогостоящего легаси продукта и сразу создают нечто новое, толкаясь от чужих тупиков. Ребята жестко набрасывают на традиционный BI (имея ввиду уже tableau, Qlik, PBI и т.д., как изменчив мир), но вот это 
демо порадовало проработанностью опыта пользователя. 
Понравился термин - pinboard (воистину, шаришь в маркетинге - начни со своего нейминга)) - тоже борд, но формируемый пользователем через сохранение элементов (чартов, инсайтов, алертов и т.д.), генерируемых поисковым движком, извлекаемых из чужих наработок или собираемых вручную. Нативно мышлению здесь выглядит и движение пользователя по drill-down / drill-up сценариям.
Похожий концент контектной аналитики 
развивает Yellow Fin BI.
Вообще 
подход с минимальной преднастройкой, гибким составлением панелей из элементов и интерфейс универсального гугл-поиска - кажется проще текущих сценариев self-service и перспективнее с точки зрения вовлечения новой "спящей" аудитории бизнес менеджмента и нового прорыва в self service BI adoption с 30 до 60-70%. Задача старательно верстать и размещать элементы заранее должна будет уйти - она слишком трудоемкая, и при этом в ней уже все понятно и шаблонировано, чтобы убрать отсюда ручной труд. Пользователь по сути может конструировать себе пинборды по темам с той сложностью, к которой он готов, собирая их из готовых элементов.
Для кого и это будет ту мач, остается сценарий использования готовых ролевых пинбордов (читай здесь "дашбордов").
Скрины, о чем речь, на примере thoughspot:
(возьмем его не в рамках рекламы - не могу назвать тул идеальным, просто не имею о нем полного представления)