DATA NATURE BLOG
ОСМЫСЛЯЙ БИАЙ. ЧАСТЬ 1.
СТРАТЕГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
By alex barakov
Ноябрь, 2021
DATA NATURE BLOG
ОСМЫСЛЯЙ БИАЙ. ЧАСТЬ 1.
СТРАТЕГИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ
By alex barakov
Ноябрь, 2021
Похмелье от конференций
Немного утомляет когда наши любимые вендоры пишут white papers, рисуя в общих словах как космические дашборды бороздят просторы аналитики, как красиво argumented analytics меняет мир, как self-service идеально решает все задачи вокруг. Мы отлично проводим время на конференциях, слушаем, вдохновляемся, приходим в свои компании и сталкиваемся с мисматчем - реальность содержит совершенно другие приземленные проблемы и задачи.

Проблемы компаний и маркетинговые презентации вендоров находятся в разных плоскостях и вероятно и не должны совпадать, но от этого не легче. По факту - BI Менеджер имеет обширный круг проблем, в которых ему не может помочь никто кроме себя и свой команды. Примеры таких проектных тупиков:
  • SS bi на словах нужен бизнесу, но энтузиазм многих падает после обучения и идет исход в привычные теневые "эксели";
  • Вроде есть мощные отчеты, в которые BI команда вложила месяца работы, а трафик мягко говоря - скромный. Часто бизнес просто не хочет аналитики, отторгает ее как как продвинутую, так и базовую, особенно если его core работа его не радует;
  • Низкое качество данных под отчетами и меняющиеся процессы блокируют внедрение "сложных" проектов;
  • 90% BI-отчётов живут несколько месяцев и тихо умирают забытые заказчиками, иногда даже не ощутив на себе кликов пользователей;
  • Центральная BI Команда медленно выгорает, делая одно и то же, не получая регулярного положительного подкрепления от бизнеса и ходя кругами в крупных стагнировавших проектах..
Этот ряд можно продолжать долго, уходя в нюансы.

Помимо этих проблем встают еще и вопросы развития:
  • Какой вообще должна быть оптимальная аналитика для этой компании?
  • Что конкретно для компании означает диджиталиция и dara driven культура?
  • Какие достижимые и недостижимые цели нужно ставить перед BI проектом?
  • Какие аналитические сервисы и продукты нужно развивать и для кого?
  • Как именно новые фичи от BI вендора нужно бежать внедрять, а какие - фикция, которые нужно игнорировать
... этот ряд можно продолжать еще дольше.
BI стратегия - WTF ?
*BI Strategy - pretty bubbles in the air. Гайд по разработке стратегии и тактических планов корпоративного BI проекта
Консультанты и интеграторы мало имеют интереса к решению этих проблем, часто у них мало опыта построения и внедрение BI процессов и организационных структур, построения доверия, борьба с некачеством и …. Эти вопросы сложно перевести в четкий скоуп проекта без риска выйти из его границ и уйти в минус. Да и сложно это. Претензий нет, это нормально.

Жизнь тем не менее заставляет решать эти проблемы, если строить проект в долгую, то лозунги уходят а текучка останется. Ты не можешь долго игнорировать отсутствие ясности в направлениях развития.

К сожалению, многие из нас в этой ситуации опускают вёсла и плывут по течению, не направляют проект куда либо сознательно, а делают то, что делали обычно, заменяя уходящих людей и реагируя на текущие запросы бизнеса. Так или иначе все так делают время от времени, активное управление проектом требует больших ресурсов, главным образом волевых и эмоциональных. Ещё не хватает структурированного системного подхода. С нехваткой воли и драйва что-то сделать сложно со стороны. Но предложить системный подход и собрать воедино все работающие техники вполне реально. Решая эту задачу с душой и огоньком достойными лучшего применения - я начал систематизировать все модные практики и свои взгляды на то, как должен выглядеть BI проект в компании, постарался описать подход к разработке BI Стратегии, который был бы понятен и полезен мне и команде.
В итоге за годы занудных командных брейнстормов появился целый гайд - своеобразный микс теории, практического опыта и здравого смысла.
Окончательно собрать и упаковать все заставил курс "Разработка BI стратегии", который мы запустили летом 2021 года с ребятами из Laba. Безотносительно к курсу, сам гайд, как мне кажется, может помочь другим сэкономить время на структурировании информации, поэтому появилась общедоступная его версия.

Как это читать?

  1. Доска содержит 10 разделов в центре - тем, для последовательного осмысления.
  2. Каждая тема содержит (сверху) "шарики" со слайдами немного раскрывающие проблематику упражнения и (снизу) практические упражнения, важные, на мой взгляд, для включения в итоговый стратегический план вашего BI проекта
  3. Предложенный порядок тем позволяет пройти от общего к частному собрав анализ текущей ситуации и целевой образ результата в каждой теме
  4. Начиная с упражнения "1.1. Vision - Видение" сделай его на основе текущего понимания. Дойдя до конца - вернись к нему и переделай уже на основе всех остальных результатов
  5. Используй встроенные в борд слайды и режим показа для лучшей навигации по разделам.

Как это использовать?

  • Можно начать с того, чтобы посмотреть, почитать, что-то отметить себе, закрыть до лучших времен.
  • Можно вложиться ресурсом - изучить, подготовить драфт решений по упражнениям, провести серию командных воркшопов, детально все обсудить и зафиксировать все финально, дойти до целей и планов действий по всем секциям.
  • Привлечь консультантов можно, но это должна быть, на мой взгляд, только экспертная фасилитация. BI команда будет воодушевленно реализовывать только планы развития написанные собственными силами.

Будет супер, если этот инструмент поможет вам зажечь свой BI движ понятными идеями, процессами, инструментами, сервисами и ролевой структурой в соответствии с интересами бизнеса.

Пользуйтесь и оставляйте комментарии.
Желаю получить от процесса странное удовольствие перфекциониста)

Аналитики ушли в мир BI ноутбуков
Дашборды, как упоминалось выше, лучше делить на типы. Упрощая, выделим три, как мне кажется, наиболее контрастные: стратегические, операционные, аналитические.
1 - Стратегические - быстрый обзор состояния и триггеров для решений; фокусировка на высокоуровневых показателях; простота; интерактивность около нуля; фильтров нет или почти нет; аудитория - топы;
2 - Операционные - мониторинг состояния метрик в различных разрезах, сравнениях, динамиках; больше информации, сложнее и дольше понимание; понятные отработанные пользовательские сценарии; более широкая аудитория middle-, low-level менеджмента;
3 - Аналитические - требуют дополнительного контекста; сложные для восприятия и инсайтов, более глубокие по возможностям анализа; неочевидные пользовательские сценарии; высоко-интерактивные, с большим количеством фильтров.

Так вот, первые два типа можно сейчас объединить - оба про операционный мониторинг, просто на разном уровне обобщения, есть отличия в подходах к дизайну, но цели едины - вывести информацию, максимально ускорив принятие решения пользователем. Третий же тип вообще ошибка и наша BI-ная гордыня - строить для всего дашборды. Мы вроде уже все поняли, что цель дата экплорайшна изначально порочна для дашборд-фокусированных BI тулов (типа святой троицы табло, пауэрбиай и клика). Мы делаем вид, что это не так, создавая из отчетов "франкенштейны" с кучей фильтров и переключателей, чтобы заложить в него максимум возможностей для непрогнозируемых пользовательских сценариев исследования. Вендоры по схожим причинам насаждают функции исследования для casual users (а ля web edit) и wrangling tools (типа tableau prep). Но истина - как у классика - для Графа де ла Фер (аналитика) этого слишком мало, а для Атоса (менеджера) этого слишком много. И нет, ситуативное использование отдельными вашими коллегами не опровергает этот факт.

Еще мы видим активное распространение ноутбук-тулов (перерожденных старых SQL IDM систем), объединяющих в себе удобный code-based (иногда drag-and-drop) querying на sql/python и визуализацию данных в таблицы/графики. Такой "BI ноутбук" содержит актуальные данные и контекст - все что нужно, чтобы гибко проводить и менять анализ, визуализировать, описывать, шарить и проверять чужой на разных этапах. Эти условные "BI ноутбуки" расставили точки над "и", отъев себе из BI тулов изрядную часть времени аналитиков. Эта мысль глубже раскрывается в статьях тут и тут правда с выходом на рекламу тула Count - вероятно действительно неплохого (попытка очеловечивания олдскула типа jupiter и zeppelin). Убьют ли ноутбуки data wrangling функции условных табло и клика? - хз, но в них точно больше жизни.

Итак, BI-ноутбуки лучше помогают аналитику работать и изучать данные, извлекая быстрые ответы на вопросы, но это не интерфейс для decision-maker. Но что, тогда в итоге должно будет быть доминирующем аналитическим воркфлоу для лиц принимающих решения.
По факту,цель нового BI - ликвидировать временной и понятийный блокер между десижн-мейкером и инсайтом-решением-действием при этом:
- найти новую форму самообслуживания, исключив не только кодинг, но и поиск данных, drag-drop разработку, верстку и часть анализа данных, а возможно и вообще сократив до нуля сам self-serve компонент как генератор лишних потерь,
- объединить для пользователя преимущества оперативного и вариативного BI-ноутбука и преднастроенность, персонифицированность дашборда.
Другие статьи по теме
Контакты
Телефон: +79095897302
Почта: go@datanature.ru
Санкт-Петербург, Россия
Контакты
Телефон: +79095897302
Почта: go@datanature.ru
Санкт-Петербург, Россия